Рассылка блога
Подпишитесь и сможете путешествовать чаще
за те же деньги
Раз в неделю. Без спама.

«Мы вас запомнили». Кто попадёт
в чёрные списки авиакомпаний?

РАЗБОР
17 ноября 2017 года Госдума приняла законопроект о создании «чёрных» списков авиакомпаний в России. Появятся специальные реестры дебоширов, которые представляют угрозу жизни или здоровью других пассажиров и членов экипажа.

Это отразится в Гражданском и Воздушном кодексах. Авиаперевозчики смогут официально отказывать в продаже билетов лицам из списков.

Давайте посмотрим, что это изменит в жизни обычных пассажиров.
Как всё начиналось
Чёрные списки авиапассажиров не новость для международной авиации.

В США после терактов 11 сентября 2001 года подразделение ФБР создало список против террористической угрозы. В этот список легко могут попасть авиадебоширы, так как любое нарушение инструкции техники безопасности и помехи экипажу расцениваются как федеральное преступление. Мера наказания варьируется от штрафа в $25 тыс. до реального ареста
Ещё в Американском воздушном пространстве часто маркируют билеты буквами SSSS («отобран для вторичного досмотра»), сверяясь со списками «надежных» и «подозрительных» пассажиров.

Это могут быть люди из чёрного списка правительства США или Центра контроля и предотвращения заболеваний (в него заносят носителей вирусов), пассажиры без обратного билета и те, кто оплатил билет наличными.
Фото: Bahman Kalbasi / twitter.com
В Канаде есть «список установленных лиц». Это своеобразная программа защиты пассажиров, которую приняли в 2007 году. Список персон нон-грата постоянно растёт.

В 2016 году в Китае появился список «нецивилизованных» пассажиров. Здесь всё серьёзнее: китайцы считают, что авиадебоширы угрожают не только безопасности других людей, но и имиджу страны. Большинство авиаперевозчиков поддержали инициативу. Подобный список рассматривает сейчас министерство авиации Индии.

Также никто не запрещает авиакомпаниям вести собственные внутренние списки, они есть у большинства крупных перевозчиков.

Доступно о планировании путешествий.
Раз в неделю.
Российский опыт
Авиакомпаниям дорого обходятся незапланированные посадки самолёта. Одна такая остановка может стоить около 400 000 рублей.

В 2016 году гендиректор «Аэрофлота» предложил Владимиру Путину поддержать инициативу по серьезному ужесточению наказаний и созданию чёрных списков пассажиров.

В начале апреля 2017 года Владимир Путин подписал законопроект об уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью человека в пути либо причинение крупного ущерба любому транспортному средству.
Статья 267 УК РФ предусматривает до 2 лет тюрьмы, штраф — 150–300 тыс. рублей и исправительные работы — до 2 лет.

Первое уголовное дело на авиадебошира было заведено в мае 2017 года. Евгений Петрухин (гражданин Израиля) попытался открыть дверь самолёта во время полёта.
Сейчас он отбывает наказание в колонии-поселении. Ранее нарушители отделывались только штрафом.

17 ноября Госдума в последнем чтении одобрила законопроект о создании списков.
Законопроект вступит в силу через 180 дней после подписания — в мае 2018 года.

Правда СМИ уже окрестили законопроект «дырявым» и на это есть веская причина: чёрный список у каждой авиакомпании свой.
Это значит, что если отношения с одной авиакомпанией не сложились, вы можете спокойно летать рейсами другой.

Как получить «чёрную метку»

Попасть в список только потому, что вы не понравились представителю авиакомпании, невозможно. Реестр пополняют после вынесения судебного приговора об административном правонарушении.

Конкретные правила поведения во время полёта зависят от авиакомпании. Но в любом случае на борту самолёта нельзя:

  • Создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни кого-либо. Оскорблять и унижать людей тоже нельзя.
  • Употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту.
  • Курить (в том числе электронные сигареты) в течение всего полета.
  • Использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа.
  • Мешать работе членов экипажа.
  • Портить имущество авиакомпании или других пассажиров, выносить его с борта самолета.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006)
При этом есть ряд исключений. Пассажиру всё равно не откажут в перелёте, если:

  • Он возвращается в Россию из страны, с которой есть только авиасообщение. Например, из Индонезии.
  • Летит на необходимое лечение.
  • Сопровождает инвалида.

В любом случае перевозчик должен письменно уведомить гражданина о включении в список, а потом уже в суде будут рассмотрены обстоятельства и назначена мера ответственности за проступок.

Можно ли подать «апелляцию» на решение авиакомпании?
Дебошир попадает в реестр не сразу, а в течение месяца после решения суда. При этом приговор должен быть размещён на соответствующем сайте.

Запрет на полёты действует всего один год, если пассажир не будет повторять нарушения вновь.

Также не стоит забывать, что любой гражданин РФ имеет право на обжалование решение суда по делу об административном правонарушении в течение десяти суток со дня вручения постановления.

Интересен случай, который произошел в авиакомпании Southwest.

Одна женщина пользовалась услугами этого перевозчика, но была всегда чем-то недовольна. После каждого полета она жаловалась на все, что только возможно, — от формы стюардесс до регистрации на рейс. Как-то раз ее очередная жалоба, поставившая в тупик отдел по работе с Клиентами, попала на стол исполнительному директору Хербу Келлехеру (Herb Kelleher) с сопроводительной запиской: «Это для вас».

Херб знал всю историю отношений компании с госпожой Крабапл. Уже через несколько минут ответ на жалобу вернулся в клиентский отдел. Он звучал так: «Уважаемая госпожа Крабапл, мы будем по вам скучать. С любовью, Херберт».
Можно было бы сказать, что в этой компании просто не любят клиентов, если бы не одно «но». Авиакомпания Southwest является одной из икон клиентоориентированности.

В книге «Nuts!: Southwest Airlines' Crazy Recipe for Business and Personal Success» Херб Келлехер дает недвусмысленный ответ на вопрос о том, всегда ли правы клиенты: «Нет, не правы, — отрезает Келлехер. — И я считаю, что это одно из самых больших предательств, которое только может совершить начальник по отношению к своим подчиненным.

Клиент иногда не прав. Мы не держимся за таких клиентов. Мы пишем им и говорим: «Летайте другой авиакомпанией. Не издевайтесь над нашими людьми».


Антощенко В. Ух ты! Сервис. – Альпина Паблишер, 2015.
Чем хороши чёрные списки? Если вы не злоупотребляете алкоголем и устраивать скандалы в небе не намерены, то ничего вам не грозит. Вы только выиграете.

Новые правила хоть как-то могут привести в равновесие права и ответственность пассажиров и экипажа на борту.

Речь идет о безопасности полета и жизни людей. Поэтому на любителей выходить за рамки дозволенного под лозунгом «клиент всегда прав» есть рычаги воздействия: административные штрафы, а теперь ещё уголовная ответственность и ограничение в праве пользоваться услугами авиакомпании.
Поделиться статьей:
Популярные материалы: