Рассылка блога
Подпишитесь и сможете путешествовать чаще
за те же деньги
Раз в неделю. Без спама.

Билеты на ракеты: как развивается космический туризм

РАЗБОР
Cкоро вместо самолётов для пассажирских перевозок будут использовать многоразовые ракеты. Время перелёта в любую точку земного шара сократится до 30-50 минут, а цена путешествия будет на уровне авиабилета эконом-класса. Такие прогнозы делает изобретатель и миллиардер Илон Маск.

Уже не вызывает сомнений, что человечество освоит орбиты для космического туризма и в качестве сверхскоростного транспорта. Вопрос только когда и кто сделает это первым.

Давайте взглянем на текущее положение дел. Какой путь уже пройден, на какой стадии эксперименты и кто лидирует в гонке технологий сегодня.
Первый опыт космического туризма

Безопасность космических путешествий — открытый вопрос. Несмотря на стремительное развитие технологий, возможность выжить в случае аварии равна нулю. Профессиональные космонавты идут на риск ради науки, но оправдан ли риск для обычного туриста?

Первым космическим туристом в истории могла бы стать американская учительница Кристи Маколифф, но она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. Это послужило поводом для принятия закона, запрещающего полёты в космос без профессиональной подготовки. Попытки прекратились на 15 лет.

28 апреля 2001 года на станцию МКС отправился первый космический турист и мультимиллионер Деннис Тито. На тот момент ему был уже 61 год.
В NASA не решились взять туриста на борт и он обратился в Роскосмос. Восемь месяцев Денниса Тито готовили и учили управлять космическим кораблем (на всякий случай). Полёт прошёл удачно на борту корабля «Союз ТМ-31».
Космический турист Деннис Тито, космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин
Фото: commons.wikimedia.org
Это событие вызвало много споров в профессиональном космическом сообществе и СМИ, ведь количество мест в космическом корабле и на МКС ограничено. Чтобы Деннис Тито смог осуществить мечту, российская пилотесса Надежда Кужельная уступила своё место.

Седьмым по счету и пока последним случаем космического туризма был полёт Ги Лалиберте (руководитель «Cirque du Soleil») в 2009 году. Это путешествие стоило ему $35 миллионов.

А можно ли таких пассажиров считать «туристами»? Сами они предпочитают называться «участниками космического полёта», учитывая свою долгую подготовку и научные интересы.
Программа Mars One
Mars One — это коммерческий проект, который занимается подготовкой колонии покорителей Марса. Высадка первых колонистов была запланирована на 2025 год, но сейчас сроки передвинуты на 2031.
Каждые 2 года на Марс будут отправлять четверку колонистов, пока не наберётся 24 пришельца с Земли. Всё это планируют транслировать по телевидению.

Около 200 тысяч человек согласились поучаствовать в проекте. Сейчас они физически и морально готовятся к полёту в один конец. В составе группы астронавтов обязательно будут и мужчины, и женщины. Возраст участников от 18 до 65 лет. Подать заявление мог человек из любой страны.
Mars One занимается только отбором и подготовкой колонистов. Предполагается, что полёты будут осуществляться за счет усилий других компаний.

Почему Марс? Там есть ресурсы для создания автономной базы. Он менее зависим от Земли, чем Луна, и лучше исследован, чем другие планеты.

Проект постоянно критикуется учёными. Во-первых, пока нет технологии безопасной высадки людей на планету. Во-вторых, последние данные исследований говорят о возможной непригодности Марса для жизни.
Фото: www.marssociety.org
Celesit организует «космические похороны»
В космической индустрии есть и более доступные услуги. Похороны за пределами Земли одна из них.

Сейчас этот сегмент ритуальных услуг набирает популярность в США, где стали чаще выбирать кремацию для захоронения. Обычно урны с прахом стоят в домах родственников или в колумбариях. Но в 1997 году компания Celestis провела первое захоронение в космосе.

В ракету «Пегас» поместили 23 капсулы с прахом весом 7 граммов. Среди них был прах создателя «Star Trek» Юджина Родденберри и американского писателя и ученого Тимоти Лири. Одно место для капсулы стоило тогда $4 800.

Сооснователь компании Чарльз Шейфер сказал, что «эти люди откроют путь остальным». Он был прав: сейчас Celestis может доставить капсулы с прахом на Луну, оставить путешествовать на орбите, прокатить на ракете и вернуть на Землю родственникам.

Вы можете организовать себе такое путешествие и при жизни! Celestis отправит вашу ДНК бороздить космические просторы. Самая дешевая услуга на их сайте сейчас стоит $1 295.
Фото: www.celestis.com
Доступно о планировании путешествий.
Раз в неделю.
Space Adventures
В 2017 году единственный способ действительно побывать в космосе предлагает только американская компания Space Adventures в сотрудничестве с «Роскосмосом». С 1998 года она предоставляет туристам места на российских кораблях «Союз».

Всё началось с предложений простым смертным полетать на советских реактивных истребителях или почувствовать настоящую невесомость в самолёте-лаборатории Ил-76К, который используется для подготовки космонавтов.

Туристы попадают на борт не просто так, они должны выполнять полезную функцию. Поэтому пассажиры проводят научные эксперименты и проходят долгое обучение на случай форс-мажора. Так что это больше похоже на работу или стажировку, а не на отдых в невесомости. За 7-дневный полёт придётся заплатить примерно $50 миллионов.
Фото: www.spaceadventures.com
Virgin Galactic

Вариант дешевле и реальнее — суборбитальные полёты и полёты в стратосферу.

Тестовый суборбитальный полёт состоялся 21 июня 2004 г. На высоте 14 000 метров с борта самолёта-носителя White Knight («Белый рыцарь») отсоединился ракетоплан SpaceShipOne, включил двигатель и вертикально ушёл в небо. Через 24 минуты он вернулся на взлётно-посадочную полосу экспериментального аэродрома.
Через месяц британский миллиардер Ричард Брэнсон выкупил пакет технологий, положенных в основу SpaceShipOne, и создал первого в мире космического «туроператора» — Virgin Galactic.

Если придираться, в космосе вы не побываете. Только покинете пределы земной атмосферы, испытаете невесомость и увидите чёрное небо.
Коммерческие полёты с туристами планировалось начать ещё в 2014 г., но 31 октября 2014 г. космический корабль VSS Enterprise потерпел катастрофу во время испытаний. Один из пилотов погиб, а планы пришлось отложить ещё на три года.

В 2017 г. Virgin Galactic активно тестировали новый суборбитальный ракетный пилотируемый космоплан VSS Unity. В 2018 г. ждём первый туристический полёт. Совершить его хочет сам основатель компании Ричард Брэнсон со своей семьёй.
Фото: www.virgingalactic.com
SpaceX и Илон Маск

Илон Маск сегодня у всех на слуху. Это основатель и генеральный директор компаний Tesla и SpaceX. Сейчас SpaceX занимается доставкой грузов на МКС и выводит спутники на орбиту Земли.

Периодически Илон Маск выступает для СМИ с громкими заявлениями о том, что собирается отправить на Марс первых колонизаторов уже в 2023 г. или запустить на орбиту Земли 4 425 спутников для раздачи высокоскоростного интернета всем жителям планеты. А в конце февраля 2017 г. Маск объявил об открытии туристических полётов не просто в космос, а прямо на Луну.

Билеты раскупили очень быстро, но технической базы для реальных полётов ещё нет. Ракета Falcon 9 от компании SpaceX несколько раз взрывалась при запуске или посадке. Последний раз на прошлой неделе (5 ноября 2017 г.)

Второй компонент лунной программы — пилотируемый космический корабль Dragon 2, разрабатываемый совместно с NASA. Он будет доставлять космонавтов на МКС. Работа над Dragon 2 не закончена, но его первый пилотируемый полёт уже запланирован в на май 2018 г.
Предполагается, что этот корабль станет основой для марсианской затеи SpaceX. Сейчас описание полёта на Марс кажется нам нереальным: там будут комфортные условия и даже ресторан.

Главное отличие проекта Илона Маска от Mars One и других — космический корабль и ракета будут многоразовыми. Это значит, что можно возвращаться на Землю после заправки топливом. Для этого на Марсе нужно установить станцию для добычи топлива. Но для первых колонизаторов Марса это не так важно, ведь билет только в один конец.
Фото: www.spacex.com
Вы бы решились на космическое путешествие?

Решиться мало. Полетят не все.

Миллионы лет эволюции меняли человека, чтобы ему было комфортно жить на Земле, а к космосу природа нас не готовила.

Астронавты после долгого нахождения на МКС неизбежно теряют здоровье: кости становятся хрупкими, мышцы атрофируются, появляются проблемы со зрением. Колонизаторам Марса грозит рак из-за радиации, если наука не найдёт способа подготовить тело человека к таким нагрузкам.

Для космического туриста, который покидает Землю всего на неделю, риски не так высоки. Однако, есть противопоказания: хронические заболевания, проблемы с вестибулярным аппаратом и лишний вес. Если человек может выдержать перегрузку в 8-12 g, то он может отправиться в космос. Перегрузка в 1 единицу (то есть 1 g) равна весу тела на Земле в нормальных условиях. Грубо говоря, при перегрузке в 8 g вес человека увеличивается в 8 раз.

Сейчас подготовка туриста занимает около года. Прежде всего медики изучают историю болезни, берут анализы и проводят психологические тесты. На следующем этапе центрифуга и барокамера.

Денег нет, а в невесомость очень хочется? Есть более доступные способы:

Сколько фантазий и надежд связывает человечество с космосом! Он манит и пугает одновременно. А вас больше пугает или всё-таки манит?
Поделиться статьей:
Популярные материалы: